Деловая игра по финансовой грамотности «Финансовый ринг»


#1

Подготовили:учитель технологии Касаткина Т.В. и учитель математики Тухватчина Н.М.

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
  2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности
  3. Сплочение коллектива участников
  4. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

Подготовительный этап: на доске вывешивается поле, состоящее из 9 секторов различного цвета. Участники делятся на две команды.

Правила игры:

Участвуют две команды по четыре человека. Одна из них – «Рублики», другая «Фингрики». Игра состоит из девяти этапов (названия приведены в ячейках таблицы). Для определения права первого хода проводится жеребьевка в виде шуточных вопросов с участием капитанов команд. Команда, которая правильнее и быстрее отвечает на вопросы получает первой право выбора сектора. Чтобы в табло приклеить стикер со своим знаком, надо успешно выполнить задание, которое обозначено на желаемом поле. Задания обеим командам дается одинаковые. Команда, выполнившая задание быстрее и правильно получает право поставить свой логотип в выбранном поле. Выигравшая команда выбирает поле, на котором будут работать дальше. Побеждает та команда, чей логотип на игровом поле встречается более четырех раз.

ЗАДАЧА

БАНКИ

НАЛОГИ

МЫСЛИ МУДРЫХ

ФИНАНСОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

СЕМЕЙНАЯ КОПИЛКА

БАНКОВСКАЯ КАРТА

Ход игры:

Ведущий:Приветствие участников, объяснение правил игры.

Шуточные вопросы для определения права первого хода.

  1. Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
  2. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
  3. Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
  4. Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
  5. Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
  6. Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).
  7. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
  8. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
  9. Информация о товаре (реклама).
  10. Что такое бартер? (обмен).
  11. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
  12. Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
  13. Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
  14. В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
  15. Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
  16. Место торговли, где можно торговаться (рынок).
  17. И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату).
  18. Как называются иностранные деньги? (валюта).
  19. На товаре быть должна обязательно (цена).
  20. То, что продаётся или покупается (товар)
  21. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)
  22. Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)
  23. Какой эпитет (т.е. слово в переносном значении) часто употребляется при описании новой денежной купюры? (хрустящая)
  24. Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)

Сектор «Семейная копилка».

Семья Ивановых и Петровых мечтают выехать на отдых к морю. Стоимость путевки на 1 человека составляет 32000, включая проживание и питание. Их доход не позволяет сразу потратить такую сумму, и они приняли решение – накопить на отдых. Высчитайте, за какой период времени их мечта осуществится при следующих данных.

Семья Ивановых (отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет)

Семья Петровых (отец, мать, дочь15 лет, сын5 лет, бабушка)

Доходы: зарплата: отец – 45000, мать – 28000, стипендия: 2500, детское пособие – 300 рублей.

Доходы: зарплата: отец – 38000, мать – 21000, пенсия бабушки: 12000, детское пособие – 400 рублей.

Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 7000, кредитные платежи – 25000, прочие траты – 15000.

Расходы: питание – 26000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000, лекарства для бабушки – 7000, прочие траты – 19000.

Экономия бюджета:

Экономия бюджета:

Сектор «Мысли мудрых»

Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получить изречение известного человека. Объясните полученную фразу.

Сектор «Задача»

Банк «Открытие» предлагает:

Вклад «Выгодный» под 9% годовых в первый год, под 9.5% во второй год.

Вклад «Каникулы» под 9.5% годовых в первый год, под 9.3% во второй год.

Выберите наиболее выгодный вариант вклада, если на депозит вносится 10000 рублей сроком на 2 года

Сектор «Налоги»

Определите, какие налоги относятся к федеральным(Ф), какие - к региональным (Р), а какие – к местным (М)

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Земельный налог

Налог на игорный бизнес

Акцизный налог;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц.

Налог на прибыль предприятий;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Транспортный налог

Водный налог;

Государственная пошлина

Сектор «Ценные бумаги»

Соотнесите предложенные понятия и определения

Сектор «Банки»

Ответь на вопросы теста.

  1. Центральный банк оказывает услуги:

а) гражданам;

б) организациям;

в) коммерческим банкам;

г) всем перечисленным субъектам.

  1. Коммерческие банки не могут оказывать банковские услуги, если:

а) у них нет лицензии на осуществление банковских операций;

б) они не принимают деньги во вклады;

в) они не выдают кредиты;

г) они устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам.

  1. Считывающие устройства устанавливаются на:

а) компьютере;

б) эскалаторе;

в) банкомате;

г) мобильном телефоне.

  1. Если банк принимает денежные средства при отсутствии у него лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады, то такая операция:

а) допустима, но проценты по вкладу будут ниже, чем в других банках;

б) допустима, но проценты по вкладу будут выше, чем в других банках;

в) допустима, но проценты по вкладу будут на том же уровне, что и в других банках;

г) недопустима.

  1. Центральный банк регулирует денежно-кредитную сферу для того, чтобы: а) контролировать уровень инфляции;

б) контролировать издержки производства предприятий;

в) повышать уровень собираемости налогов;

г) поддерживать экологическую ситуацию в стране.

Сектор «Финансовое мошенничество»

Задание:

Родители рассказали Кате и Диме, что любые операции – кредитование, инвестирование, приобретение банковских продуктов и другое – могут быть связаны с опасностью «встречи» с мошенниками. К выбору поставщика финансовых услуг необходимо подходить тщательно. Существует целый ряд случаев недобросовестного выполнения или умышленного невыполнения взятых обязательств по представлению товара или услуг с целью овладеть средствами потребителей.

Какие признаки, за которыми могут скрываться компании-мошенники, нужно знать, чтобы себя обезопасить?

Отметьте признаки за которыми могут скрываться компании-мошенники (поставьте галочки)

Фирма обещает гарантированно высокие проценты

Просьба клиента получить возможность предварительно ознакомиться с договором игнорируется

Клиентам предлагается пройти обучение, посетить установочный семинар

Информация о финансовых отчетах и балансах фирмы нет в Интернете, а просьба их показывать остается без ответа.

Сектор «Защита прав потребителя»

В каких ситуациях нарушены права потребителя?

(отметьте ответ галочками в каждой строке)

Право потребителя

НЕ нарушено

1). Елене отказали обменять в аптеке приобретенные лекарства на другие

2). Сергею отказали обменять кроссовки, которые не подошли по размеру. Он купил их 5 дней назад и не носил.

3). Вернувшись из отпуска, в котором Евгений был 21 день, он попытался поменять купленные перед поездкой брюки. Он не взял их с собой из-за неподходящей расцветки. В обмене Евгению отказали.

4). У приобретенного Сергеем рюкзака сломалась молния. Сергей обратился в магазин в день покупки, но в возврате денег продавец отказал.

Сектор «Банковская карта»

Расставь по местам все данные, которые должны быть указаны на банковской карте

Дополнительное задание:

Задание: найдите и вычеркните банковские термины.

Рефлексия:

Командам предлагается ответить на вопрос: Как вы представляете, какой должен быть финансово грамотный человек? (на листах составить схему)

Слово жюри, награждение победителей.


#2

Подробный, отличный сценарий. Возьму его на заметку. Авторам спасибо!


#3

Добрый день! Провели урок по этому сценарию, получилось отлично. Было интересно и познавательно!


#4

Спасибо. Значит мы не зря потрудились.
Модератор форума


#5

Да, действительно сценарий очень интересный! А где еще можно посмотреть подобные сценарии, кроме Вашего форума?


#6

Много можно найти на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности, например, здесь:
https://fmc.hse.ru/methbank
Модератор форума