Деловая игра «Создаем фирму»


#1

Деловая игра «Создаем фирму»

Идея игры состоит в последовательном прохождении 5 условных этапов создания фирмы и напоминает старую добрую игру «по станциям». Вариации проведения зависят от конкретных целей или события, к которому может быть приурочена игра. Также возможен вариант, когда командам дается один определенный продукт (например, галстуки), а команды создают фирму для его производства и реализации. В дополнение могут предоставляться материалы для создания условного образца продукции. В конечном счете, все зависит от фантазии организаторов и участников.

УЧАСТНИКИ.

игроки команд –ученики 7-11 классов.
В жюри могут входить учителя, родители, ученики, а также представители бизнеса и общественных организаций.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ.
Для игры необходимо пять кабинетов (классов), где будут проходить этапы игры, и большое помещение, где будет начинаться и заканчиваться игра, например, актовый или конференц-зал.

Каждый этап оценивается жюри (учителя, родители, бизнесмены, представители общественных организаций, ученики).
В конце игры жюри всех кабинетов совещаются и выявляют победителя. В это время участники делятся впечатлениями об игре.

ХОД ИГРЫ.
Учащиеся объединяются в команды по 5-10 человек. Команды последовательно проходят 5 этапов создания фирмы. Каждый этап имеет жесткие временные ограничения –максимум 15-20 минут, хотя при возможности сроки могут быть увеличены. Чтобы не создавать задержки в прохождении игры, команды расходятся по кабинетам, где проходят первый этап игры. По его завершению команды меняют классы, где проходят последующие этапы. Таким образом, жюри одного кабинета оценивают каждую команду по определенному этапу игры.

Команда 1 начинает маршрут с 1-го кабинета. В то же время, для команды 2, первый этап будет проходить в кабинете 2, а пятый этап в кабинете 1. Следовательно, для команды 3, 4, 5, игра начнется соответственно в кабинетах 3, 4, 5 и закончится в кабинетах 2, 3, 4. В целом, число жюри и помещений может варьироваться в зависимости от числа команд. В случае если в игре будет принимать участие больше пяти команд, то она будет проходить либо в несколько заходов, либо в классах будут находиться, выполнять задания и представлять результаты одновременно несколько команд.

Нулевой этап: «Старт-финиш».

Это начальный и конечный пункт игры. На старте происходит знакомство с правилами игры, раздаются маршрутные карты. На финише команды обсуждают трудности, успехи и полученные навыки.

1 этап: «Придумай!». Формирование бизнес-идеи.

Команды знакомятся с понятиями: предпринимательская деятельность, бизнес-идея, инновация. Участники должны принять решения о том, какой продукт или услугу они будут производить, и обосновать, насколько реален и актуален их выбор.

2 этап: «Организуй!!». Создание фирмы.

Команды знакомятся с понятиями: фирма, организационные формы фирм, уставный капитал. В результате жюри должна быть представлена организационная структура фирмы, выбран руководитель компании и назначены на основные должности другие члены команды, а также определены потребности фирмы в персонале.

3 этап: «Планируй!!!». Создание бизнес-плана.

Команды знакомятся с понятиями: бизнес-план и его разделы. Команды должны представить и обосновать разработанные ими основные положения планов производства, маркетинга и финансов.

4 этап: «Создай!!!». Организация производства.

Команды знакомятся с понятием «технология» и представляют свое видение производственного процесса фирмы.

5 этап: «Заработай!!!». Сбыт продукции.

Команды знакомятся с понятиями: сбыт, организация и стимулирование сбыта. Представляют рекламную компанию своего продукта или услуги.

Инструкции для организаторов, команд участников и жюри.

I этап. Придумай!(Бизнес-идея)

Сценарий

  1. Команде объясняют цель данного этапа, затем участники знакомятся с понятиями, необходимыми для формирования собственной бизнес-идеи. (Максимум 5 мин.)
  2. Участники совещаются и формулируют идею открытия своего бизнеса, отвечая на вопросы: что они собираются производить, насколько инновационной является их идея, обосновывают реальность своих планов. (Максимум 10 мин.)
  3. Презентация бизнес-идеи команды. (Максимум 5 мин.)

Цель этапа:

Формирование бизнес-идеи –это начальный этап создания бизнеса. От выбора бизнес-идеи (то есть выбора «что производить?», какой товар или услугу) зависит успех фирмы в целом. Команды представляют себя -свое название, определяют товар или услугу своей фирмы, обосновывают свой выбор, представляют на бумаге или на доске эскизы своего товара/услуги.

II этап. Организуй!! (Создание фирмы)

Сценарий

  1. Знакомство с понятиями и целью этапа. (Максимум 5 минут)
  2. Определение организационной формы фирмы и обоснование этого выбора, назначение (выборы) главы фирмы. (Максимум 7минут)
  3. Презентация полученных результатов. Выступление может помочь проявить свои лидерские качества выбранному руководителю фирмы. (Максимум 5 минут)

Цель этапа:

Команды определяют величину необходимого начального капитала фирмы, а также его источник. Необходимо ответить на вопрос о величине фирмы (определение потребности в персонале –сколько работников необходимо нанять) и откуда взять деньги на ее создание. Если планируется открытие компании на собственные деньги, то целесообразно выбирать форму товарищества или общества с ограниченной ответственностью. При необходимости заемного капитала –привлечения денег со стороны –возможно открытие акционерного общества, либо кредит под собственную ответственность.

III этап. Планируй!!! (Бизнес-план)

Сценарий

  1. Команды знакомятся с целью этапа и терминами.(Максимум 5 минут)
  2. Обсуждение и формулирование основных вопросов бизнес-плана. (Максимум 5 минут)
  3. Презентация результатов. (Максимум 5 минут)

Цель этапа:

Участники должны определить основные показатели, необходимые для начала производства. Во-первых, необходимо четко обозначить целевую группу потребителей и часть рынка, на которой планируется вести хозяйственную деятельность –бизнес. Во-вторых, команды определяют себестоимость единицы продукции и в соответствии с ценами конкурентов определяют свою цену товара / услуги. В-третьих, участники обсуждают плановый объем производства, то есть предполагаемое количество товаров и услуг на начальном этапе, и определяют планируемую прибыль. Конечно, бизнес-план –это большой документ и его разработка не дело пяти минут. Однако в нашей игре на данном этапе команды решают первостепенные вопросы, необходимые для начала работы любой фирмы.

IVэтап. Создай!!!(Технология)

Сценарий

  1. Знакомство с понятиями и целью этапа. (Максимум 5 минут)
  2. Разработка технологии производства фирмы. (Максимум 5 минут)
  3. Представление технологии производства фирмы. (Максимум 5 минут)

Цель этапа:

Командам необходимо пошагово разработать технологию производства своей продукции. В результате участники смогут определить необходимое количество и стоимость оборудования, станков, помещений (основного капитала), количество и стоимость сырья и материалов (оборотного капитала), а также количество работников и их квалификацию.

Vэтап. Заработай!!!(Сбыт продукции)

Сценарий

  1. Участники знакомятся с понятиями и целью этапа. (Максимум 5 минут)
  2. Команды разрабатывают систему сбыта продукции. (Максимум 5 минут)
  3. Презентация результатов. (Максимум 5 минут)

Цель этапа:

Успех фирмы определяется, прежде всего, ее прибылью. Прекрасный товар/услуга, удачно организованное производство может не дать результатов, если не продумать систему сбыта продукции. Таким образом, команды должны решить каким образом они будут организовывать сбыт: прямые продажи, розничная или оптовая торговля, использование торговых агентов, и, конечно, как они будут стимулировать спрос на свою продукцию (акции, реклама). Во время предоставления результатов желательно красочное представление собственных рекламных компаний или акций с иллюстрациями на бумаге или на доске.

Авторы: учителя СОШ No 574 Невского района Санкт-Петербурга: Волкова М. А., Розов И. И.


#2

Добрый день! Спасибо, очень хороший сценарий. Мне пригодится для внеурочных занятий, как раз искала что-то подобное.


#3

Добрый день, открыла для себя на Вашем форуме очень интересные сценарии для занятий. Может подскажите еще ресурсы на такие игры?


#4

Навскидку, много материала публиковалось на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности в разделе “Методические материалы по финансовой грамотности” . Ссылка: https://fmc.hse.ru/
Модератор форума