Автор и разработчик: Андрей Сергеевич Бондаренко, преподаватель экономики и математики ОЧУ «Финансово-экономическая школа».
Цель игры: используя активные методы обучения, закрепить полученные знания и умения по теме «Ценные бумаги. Акция. Облигация», совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы.
Ключевой вопрос: «Что лучше: акция или облигация?»
Жизненные ситуации:
-
Решение о покупке ценной бумаги.
-
Планирование своих действий в зависимости от ситуации.
-
Планирование времени.
-
Принятие решения, исходя из ситуации и действий других участников игры.
-
Сравнение решений в аналогичных ситуациях.
-
Оценка собственных и чужих действий и решений.
Основные понятия:
Акция. Облигация. Дивиденд. Номинальная и реальная стоимость. Прибыль. Убытки.
Компетенции:
· Рассчитывать прибыль;
· Оценивать ситуации, в которых может оказаться страна;
· Принимать решения;
· Грамотно аргументировать свои решения;
· Работать в команде и индивидуально;
· Оценивать свои действия и действия других.
В игре принимают участие 15-25 человек, каждый из которых представляет участника рынка ценных бумаг. Кроме этого должна быть сформирована группа ведущих игры, следящих за ходом игры и ведущих итоги раундов. В её обязанности входит проверка вычислений и право объявления ситуаций на рынке.
Каждый участник игры получает 10 000 дублей, которыми он может распорядиться любым из возможных вариантов:
А) оставить их себе
Б) купить на них облигацию номинальной стоимостью 10 000 дублей, приносящей 10% за каждый период.
В) купить акцию номинальной стоимостью 10 000 рублей по рыночной цене, действующей на данный момент игры. Акция может приносить дивиденд от 0% до 40% в зависимости от экономической ситуации и от «удачи». Г) продать облигацию за 10 000 дублей.
Д) продать акцию по рыночной цене, действующей на данный момент.
В процессе игры участники получают сообщения о событиях, в связи с которыми надо принять решения. События перечислены в нумерованном списке. Номер события определят ведущий игры с помощью «рулетки» или кубика. Каждый раунд игры предполагает «год».
Материалы
- Карточки с описанием событий:
1.1 “Стабильность”
1.2“Кризис”
1.3“Подъем. Рост”
-
Бумажные деньги номиналом 5000 дублей, 1000 дублей и 500 дублей
-
Акции
-
Облигации
-
Рулетка с 6-10 полями
-
Игровые кости
-
Таймер, секундомер, песочные часы
-
Калькуляторы
Время проведения: 2 урока (эффективнее играть два урока подряд).
Процедура проведения игры
-
Введение в игру. Объяснение правил. (5 минут). Напоминание особенностей акций и облигаций.
-
Раздача денег.
-
Принятие решения каждым участником игры на первый раунд.
ВАЖНО: каждый участник игры принимает решение до определения ситуации.
- Определение с помощью волчка или кубиков ситуации на два ближайших периода.
Стабильность.
Кризис.
Подъем.
Рост.
- Определение с помощью волчка или кубиков размера дивиденда на ближайший раунд. а) Для ситуации «стабильность» 0%; 10%; 10%; 10%; 10%; 20%.
Стоимость акция = 10 000 дублей.
б) Для ситуации «кризис» 0%; 0%; 0%; 0%; 10%; 10%.
Стоимость акции равна 8 000 дублей.
в) Для ситуации «подъем» 0%; 10%; 20%; 20%; 20%; 30%.
Стоимость акции = 12 000 дублей
-
Выдача дивидендов и процентов за облигации. По облигации выплачивается 1000 дублей, а по акции столько % от номинальной стоимости, сколько выпало в этом раунде.
-
Принятие решения каждым участником игры на следующий раунд
-
Потом пункты 4-7 повторяются.
-
Рекомендуется после ряда раундов игры попросить нескольких участников объяснить свои действия и стратегию игры.
-
Закрытие рынка: выкуп всех облигаций по 10 000 дублей и акций по рыночной цене, действующей на данный момент игры.
-
Подведение индивидуальных итогов. Подсчет имеющихся денег.
-
Подведение окончательных итогов по количеству заработанных денег (плохо/хорошо/отлично):
А) денег меньше, чем 10 000 дублей плюс 1000 умножить на количество раундов - «плохо». Т.к. ученик или не вкладывал деньги в акции или облигации или не получал прибыль по акциям.
Б) денег равно 10 000 дублей плюс 1000 умножить на количество раундов - «хорошо». Т.к. даже если ученик просто купил облигацию и больше ничего не делал, то мог получить такой результат.
В) денег больше, чем 5000 дублей плюс 1000 умножить на количество раундов - «отлично». Т.к. ученик верно выработал стратегию и получил прибыль большую, чем просто владея одной облигацией.
-
Объяснение, того факта, что если просто иметь одну облигацию и получать за неё за каждый раунд 10% (1000 дублей), то это без всякого риска привело бы к «хорошему» результату.
-
Объяснение, того факта, что и среди тех, кто выиграл и среди тех, кто проиграл те, кто больше работал с акциями.
-
Слово победителям. Они объясняют свою стратегию.
-
Награждение победителей.
Самое важное в игре - это те выводы, которые сделают участники игры о надежности и рискованности различных ценных бумаг.