Игра по финансовой грамотности «Рынок ценных бумаг. Акции и облигации»


#1

Автор и разработчик: Андрей Сергеевич Бондаренко, преподаватель экономики и математики ОЧУ «Финансово-экономическая школа».
Цель игры: используя активные методы обучения, закрепить полученные знания и умения по теме «Ценные бумаги. Акция. Облигация», совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы.

Ключевой вопрос: «Что лучше: акция или облигация?»

Жизненные ситуации:

  1. Решение о покупке ценной бумаги.

  2. Планирование своих действий в зависимости от ситуации.

  3. Планирование времени.

  4. Принятие решения, исходя из ситуации и действий других участников игры.

  5. Сравнение решений в аналогичных ситуациях.

  6. Оценка собственных и чужих действий и решений.

Основные понятия:

Акция. Облигация. Дивиденд. Номинальная и реальная стоимость. Прибыль. Убытки.

Компетенции:

· Рассчитывать прибыль;

· Оценивать ситуации, в которых может оказаться страна;

· Принимать решения;

· Грамотно аргументировать свои решения;

· Работать в команде и индивидуально;

· Оценивать свои действия и действия других.

В игре принимают участие 15-25 человек, каждый из которых представляет участника рынка ценных бумаг. Кроме этого должна быть сформирована группа ведущих игры, следящих за ходом игры и ведущих итоги раундов. В её обязанности входит проверка вычислений и право объявления ситуаций на рынке.

Каждый участник игры получает 10 000 дублей, которыми он может распорядиться любым из возможных вариантов:

А) оставить их себе

Б) купить на них облигацию номинальной стоимостью 10 000 дублей, приносящей 10% за каждый период.

В) купить акцию номинальной стоимостью 10 000 рублей по рыночной цене, действующей на данный момент игры. Акция может приносить дивиденд от 0% до 40% в зависимости от экономической ситуации и от «удачи». Г) продать облигацию за 10 000 дублей.

Д) продать акцию по рыночной цене, действующей на данный момент.

В процессе игры участники получают сообщения о событиях, в связи с которыми надо принять решения. События перечислены в нумерованном списке. Номер события определят ведущий игры с помощью «рулетки» или кубика. Каждый раунд игры предполагает «год».

Материалы

  1. Карточки с описанием событий:

1.1 “Стабильность”

1.2“Кризис”

1.3“Подъем. Рост”

  1. Бумажные деньги номиналом 5000 дублей, 1000 дублей и 500 дублей

  2. Акции

  3. Облигации

  4. Рулетка с 6-10 полями

  5. Игровые кости

  6. Таймер, секундомер, песочные часы

  7. Калькуляторы

Время проведения: 2 урока (эффективнее играть два урока подряд).

Процедура проведения игры

  1. Введение в игру. Объяснение правил. (5 минут). Напоминание особенностей акций и облигаций.

  2. Раздача денег.

  3. Принятие решения каждым участником игры на первый раунд.

ВАЖНО: каждый участник игры принимает решение до определения ситуации.

  1. Определение с помощью волчка или кубиков ситуации на два ближайших периода.

Стабильность.

Кризис.

Подъем.

Рост.

  1. Определение с помощью волчка или кубиков размера дивиденда на ближайший раунд. а) Для ситуации «стабильность» 0%; 10%; 10%; 10%; 10%; 20%.

Стоимость акция = 10 000 дублей.

б) Для ситуации «кризис» 0%; 0%; 0%; 0%; 10%; 10%.

Стоимость акции равна 8 000 дублей.

в) Для ситуации «подъем» 0%; 10%; 20%; 20%; 20%; 30%.

Стоимость акции = 12 000 дублей

  1. Выдача дивидендов и процентов за облигации. По облигации выплачивается 1000 дублей, а по акции столько % от номинальной стоимости, сколько выпало в этом раунде.

  2. Принятие решения каждым участником игры на следующий раунд

  3. Потом пункты 4-7 повторяются.

  4. Рекомендуется после ряда раундов игры попросить нескольких участников объяснить свои действия и стратегию игры.

  5. Закрытие рынка: выкуп всех облигаций по 10 000 дублей и акций по рыночной цене, действующей на данный момент игры.

  6. Подведение индивидуальных итогов. Подсчет имеющихся денег.

  7. Подведение окончательных итогов по количеству заработанных денег (плохо/хорошо/отлично):

А) денег меньше, чем 10 000 дублей плюс 1000 умножить на количество раундов - «плохо». Т.к. ученик или не вкладывал деньги в акции или облигации или не получал прибыль по акциям.

Б) денег равно 10 000 дублей плюс 1000 умножить на количество раундов - «хорошо». Т.к. даже если ученик просто купил облигацию и больше ничего не делал, то мог получить такой результат.

В) денег больше, чем 5000 дублей плюс 1000 умножить на количество раундов - «отлично». Т.к. ученик верно выработал стратегию и получил прибыль большую, чем просто владея одной облигацией.

  1. Объяснение, того факта, что если просто иметь одну облигацию и получать за неё за каждый раунд 10% (1000 дублей), то это без всякого риска привело бы к «хорошему» результату.

  2. Объяснение, того факта, что и среди тех, кто выиграл и среди тех, кто проиграл те, кто больше работал с акциями.

  3. Слово победителям. Они объясняют свою стратегию.

  4. Награждение победителей.

Самое важное в игре - это те выводы, которые сделают участники игры о надежности и рискованности различных ценных бумаг.