СВОЯ ИГРА
«ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
ЦЕЛЬ: создать условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей, финансово грамотной личности, подготовленной к жизнедеятельности.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 10-11 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данный материал можно использовать как внеурочное мероприятие в рамках проведения «Недели финансовой грамотности», на занятиях по формированию финансовой грамотности, в качестве отборочного тура для участия в олимпиадном движении по финансовой грамотности.
Участникам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные в три категории:
-
Личные финансы.
-
Семейный бюджет.
-
Индикаторы финансов домашних хозяйств.
В начале первого тура проводится жеребьевка для определения очередности выбора вопросов игроками. За время игры каждый из игроков (всего 3 человека) получает возможность ответить на один вопрос из разных категорий. При выборе вопроса участник сначала называет категорию, затем – номер вопроса, после чего на экране открывается задание. Ведущий зачитывает вслух содержание вопроса. На размышление отводится 1минута на вопросы стоимостью 100 единиц, 3 минуты – 300, 5минут - 500. Если по истечении времени участник отказывается от ответа, он имеет право воспользоваться помощью группы поддержки (не более 2х раз за игру, жюри фиксирует количество обращений). Дополнительное время на размышление не предоставляется. Если группа поддержки дает правильный ответ, баллы за вопрос зачисляются на личный счет участника. Баллом за вопрос считается стоимость каждого задания. В конце игры участникам предлагается решить финансовую задачу и продемонстрировать умение личного финансового планирования.
ПРИМЕР: задание по категории «Личные финансы»
Вопрос (стоимость 100 баллов):
Капитал принято делить на три типа:
А) текущий,
Б) резервный
В) инвестиционный.
Расположите цели в порядке, соответствующем типу капиталов:
1 – ликвидность
2 – доходность
3 – надежность
Ответ:
1 – А
2 – В
3 – Б
Вопрос (стоимость 300 баллов):
В каких ситуациях деньги выполняют функцию средства сохранения ценности:
-
Ваша семья ежемесячно откладывает по 500 р на «черный день»,
-
Ребенок часть денег, получаемых от родителей на карманные расходы, кладет в копилку,
-
Ваша семья ежемесячно откладывает по 7000 р. для покупки летней туристической путевки,
-
Скупой рыцарь из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина сыплет очередную горсть золотых монет в «шестой сундук (сундук еще не полный)»,
-
Деньги положены на депозит в коммерческий банк,
-
Деньги зашиты в матрас.
Ответ:
Во всех перечисленных ситуациях деньги выполняют функцию средства хранения ценности.
Вопрос (стоимость 500 баллов):
Капитан Флинт, прочитав учебник по экономике, в срочном порядке выкопал свой сундук с кладом в 1000 гиней и повез его в банк. Специально для отчаянных пиратов банк предлагает два варианта вкладов:
-
«Пуэрто» , по которому раз в полгода на вклад начисляется 10% от его суммы (с учетом накопленных процентов);
-
«Рико», по которому раз в год начисляется 20% от его суммы.
Определите, какую сумму заберет из банка абсолютно рациональный капитан Флинт.
Ответ:
Формула начисления простых процентов.
Х – вложенная во вклад сумма,
i – годовая процентная ставка, %,
ежегодное начисление процентов,
Срок – вклада – N лет.
За N лет вкладчик получит сумму:
Х1 = Х * [(i/100%)*N +1].
Формула начисления сложных процентов.
Х – вложенная во вклад сумма,
i – годовая процентная ставка, %,
ежегодное начисление процентов,
Срок – вклада – N лет.
По истечении N лет вкладчик получит сумму:
Х1 = Х * [(1+(i/100%)N +1].
Составители: Головина Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 7 г. Североморска Мурманской области,
Никитина Ольга Михайловна, учитель экономики г. Москва
Потеряшная Надежда Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназия № 1 г. Полярные Зори Мурманской области.
Источник: https://fmc.hse.ru/methbank